Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме
«Безударные гласные в корне слова»
Цели урока:
Систематизировать знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». Способствовать развитию наблюдательности, формированию умений и навыков проверки безударной гласной в корне слова. Развивать коммуникативные способности уч-ся, способствовать развитию их речи, воспитывать юных патриотов своей Родины.
Оборудование: таблица «Правописание безударных гласных в корне слова», сигнальные веера, схемы-опоры, перфокарты, дидактический материал.
1. Настрой на урок.
Великая Великая победа!
Победа над фашизмом.
Русский народ победил фашизм.
Слава!!!
2. Орфографическая лесенка. В/в
У. Что вы можете рассказать о данной букве и звуке, который она обозначает?
Война воин военный
У. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Можно ли ее проверить? Какие это слова? Какое из них проверочное, а какие проверяемые? А какое слово лишнее здесь? Почему? Вспомните правила о данных частях речи.
Д. Военный, это –прилагательное, а война и воин – это имена существительные.
У. Все согласны?
Д. Нет, к слову «военный» можно поставить вопрос «кто?» И это будет тоже имя существительное.
У. Интересное слово, не так ли? И определить его смысл можно только в предложении. Составьте предложения, в одном из которых «военный» будет прилагательным, а в другом –существительным.
Д. По улице шел бравый военный. Мой дедушка был военный человек и служил в армии.
У. Есть ли другие мнения по поводу лишнего слова?
Д. Да, Если считать слово «военный» существительным, то лишним словом будет «война», т.к. она женского рода, а остальные слова –мужского.
Д. А я считаю, что лишнее слово –военный, в нем 3слога, а в других по 2.
Д. А у меня другое мнение. Лишнее слово –война, потому что она неодушевленная, а воин и военный –одушевленные.
У. Молодцы, ребята. Умеете выделять главные грамматические признаки. А как вы думаете, почему еще слово «война» является лишним?
Д. Потому что никто не хочет, чтобы была война. Она несет смерть .А людям нужен мир!
У. Так какие это слова: «война» и «мир?
Д. Это слова с противоположным значением. Антонимы.
У. Да, ребята, это действительно антонимы: и по правилам русского языка и по жизни. За мир против войны и сражались наши войны. Они стояли за правое дело и победили. В- ф остро-, шар-, рука-, шка-. У. Вставьте пропущенные буквы, объясните их постановку.
Волгоград расположен на реке Волге.
У. Что вы можете сказать об этом предложении? На что обратили внимание?
Д. Два слова пишутся с большой буквы
У. Почему?
Д. Это имена собственные.
У. Разберите это предложение по членам предложения и частям речи. /на доске и в тетрадях/
У. А теперь поработаем над орфограммами. Подчеркните в этом предложении все имеющиеся орфограммы. Какие из них вы можете проверить?
Д. Волгоград, на конце «д», проверочное слово –в Волгограде, города. Реке –реки, это безударная гласная в корне слова.
Физкультминутка. /под музыку/
3. Обобщение знаний уч-ся по пройденной теме.
У. Вот мы и подошли к теме урока –«Безударные гласные в корне слова». Давайте теперь систематизируем наши знания по этой теме. Итак, как определить безударную гласную в корне слова? Как проверить ее? Для чего нужно уметь образовывать родственные слова? Что такое проверяемое и проверочное слова? /ответы детей/
Орфографическая разминка.
Диактический материал, таблица №2 /Дети устно подбирают проверочные слова к словам в столбиках таблицы./
4 .Самостоятельная работа. Исправь ошибки.
Шла вайна. Наши ваенные бились с врогами. Страчили пулеметы, грахотали пушки, ривели самолеты. Но нашим байцам отступать было некуда. Им нужно было побидить нимецких захватчиков, защетить родную землю, выстаять в этой жистокой битве. И ани побидили! Слава советским воинам!
Работа по учебнику. Комментированное письмо. С.183 №434. 6.Проверка усвоения материала.
Тест. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
- К каждой гласной подобрать проверочные слова. - Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать родственное слово. - Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. - Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением. - Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной гласной стояла согласная. Контроль знаний.
Работа с перфокартами на безударные гласные.
Итог урока. Рефлексия. Оцените свою работу цветом:
Красным –хорошо усвоили материал;
Зеленым –не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова; Синим –еще нужно работать, много допускаю ошибок.
9. Домашнее задание. С.186 №440.
|