МОЙ КРАЙ - МОЯ КУБАНЬ
Уважай и люби свой город и край
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань...
Леса и поляны,
Сады и лиманы -
Всё это родная Кубань.
Весёлые песни
Летят в поднебесье,
Открытая высь голуба...
И нету красивее Края России,
Чем наша Родная Кубань.
В. Подкопаев.
Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям. Их волновало, какой был их край в давние и не столь давние времена, что происходило и происходит на той земле, где они живут, учатся, работают. Кубановедение открывает перед учениками мир исторического и культурного прошлого Кубани – нашей малой родиной, которой нельзя не гордиться. Кубань известна не только щедрой, уникальной природой. Она славится своими людьми, которые осваивали и защищали эту прекрасную землю и сегодня делают всё, чтобы она по праву называлась жемчужиной России.
Таким образом, очень важным в своей педагогической деятельности я считаю работу по кубановедению.
На первых уроках невозможно выявить самых интересующихся, наиболее проявляющих интерес учеников. По мере изучения более или менее сложных разделов программы у одних интерес исчезает, у других, наоборот, становится стойким.
Моя задача, как учителя, планировать свою работу таким образом, чтобы как можно больше моих учеников открыли для себя мир нашей малой родины - Кубани, осознали значимость наследия своего края.
Я думаю, что само кубановедение - это некая система формирования личности: его мыслей, взглядов, чувств.
Обучая кубановедению, я придерживаюсь следующих целей:
-
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родной Кубани.
-
Освоение знаний об истории, культуре Кубани.
-
Ознакомление с исторически сложившимися культурными традициями, географическими особенностями природы, природными достопримечательностями, особенностями населения и хозяйства Краснодарского края, богатством и разнообразием её флоры и фауны.
-
Освоение знаний о поэтах, писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины.
-
Приобретение знаний о многонациональном населении, о своей семье, фамилии, о пословицах, поговорках, казачьих песнях, о своеобразии кубанского говора.
Чтобы уроки по кубановедению были интересными, а учебная мотивация у учеников повышалась, я использую различные методы:
-
объяснительно-иллюстративный;
-
поисковый;
-
исследовательский.
Помимо традиционных способов подачи материала на своих уроках я использую следующие:
-
с помощью презентаций;
-
доклады, сообщения учащихся;
-
эвристические беседы;
-
таблицы, опорные схемы;
-
интеграция с другими предметами;
-
исторические игры.
Формы организации учебной деятельности тоже различны:
-
уроки-путешествия;
-
музейные уроки;
-
экскурсии;
-
викторины;
-
краеведческий КВН;
-
встречи с интересными людьми.
Я считаю, что помимо уроков по кубановедению имеют место быть и внеклассные мероприятия. Разумеется, в каждом уроке есть "своя идейная начинка", но при подготовке к внеклассным мероприятиям ученики раскрываются совсем по-другому.
Вот, например, мои ученики (ныне выпускники начальной школы) при подготовке к внеклассному мероприятию "Путешествие в прошлое Кубани" самостоятельно смогли собрать некоторый материал, подобрали музыку.
Внеклассные мероприятия позволяют развивать творческие способности учащихся, разнообразить учебную деятельность по курсу кубановедения, помогают повысить интерес к изучению родного края.
Формы внеурочной деятельности могут быть разнообразны:
-
классные часы;
-
вечера истории;
-
тематические праздники;
-
походы и путешествия по родному город и краю;
-
театрализованное представление и постановки;
-
встреча с ветеранами, уроки мужества.
Я стараюсь создавать условия для развития творческих способностей и потенциала каждого ученика. Неотъемлимой частью своей работы считаю посещение музеев, походов и экускурсий по городу и краю. В такой работе моими верными помощниками становятся родители. После каждого похода или поездки у нас совместно с родителями проходит традиционный классный час "Что больше всего понравилось и запомнилось", где ребята и их родители делятся своими впечатлениями, показывают интересные снимки, которые успели сделать.
Мои ученики регулярно выпускают тематические газеты, делают фотовыставки, занимаются исследовательскими проектами.
В 2011 году я предложила моим ученикам попробовать создать исследовательский проект "Генеалогическое древо своей семьи". Откровенно говоря, работа оказалась достаточно сложной и кропотливой, поэтому без помощи родителей она бы не получилась. Но делиться своими исследованиями с другими оказалось очень захватывающе и интересно.
Я стараюсь как можно чаще проводить краеведческие КВНы, тематические викторины, уроки-путешествия, так как эти мероприятия усиливают интерес ребят к родному краю.
Неотъемлимой частью патриотического воспитания считаю уроки мужества, встречи с ветеранами и оказание помощи для них. С 2009 года постоянным гостем в нашем классе является ветеран ВОв Алексеев Георгий Сергеевич.
В 2010 г. наш класс вступил в ряды детской организации "Пионеры Кубани".